Время – одно из самых необъяснимых понятий. Время нельзя увидеть и услышать, к нему невозможно прикоснуться, у него нет ни вкуса ни запаха… Но, при такой недоступности человеческим органам чувств, у нас есть совершенно особенное ощущение времени. Главное свойство времени – его непрерывное и неумолимое движение – из прошлого в будущее. Время никогда не стоит на месте, и никто не способен повернуть его течение вспять. И ещё, это, в сущности, абстрактное понятие помогает нам планировать свою жизнь… Наше ощущение времени основано на опыте. Оттого маленькие дети живут только настоящим, быстро забывая обиды прошлого и не строя планов на будущее. Время, в силу своих свойств, является очень сложным предметом для познания. Как изучить то, что недоступно органам чувств и вообще носит условный характер? Первые представления о времени ребёнок получает задолго до того, как впервые произнесёт слово «время». Младенец привыкает к определённому режиму кормления и сна. Не зная, что на часах семь утра, он просыпается в ожидании завтрака. На уровне условных рефлексов он усваивает ритмы жизнедеятельности своего организма. Их цикличное повторение и олицетворяет для малыша время. В дальнейшем чёткий режим дня способствует развитию простейшей ориентировки во времени. В дошкольном возрасте чередование значимых для ребёнка простых режимных моментов приводит к пониманию последовательности действий во времени. Поэтому для определения времени дня дошкольники привязывают его к определённой периодической деятельности. Например, утро – когда встаем, а вечер – когда папа приходит. С наступлением школьного возраста ребёнок постепенно учится ориентироваться во времени по часам, получает опыт чередования времени работы и отдыха. Теперь он уже понимает будущее более широко, может ждать любимого урока в конце недели и считать дни до Нового года. Но организаторами и навигаторами его жизни по-прежнему остаются взрослые – родители и учителя. Кризис в отношениях со временем у многих детей наступает в раннем подростковом возрасте. В средней школе резко возрастает учебная нагрузка, растёт число школьных предметов и объемы домашних заданий. Вместе с тем появляются новые интересы и увлечения, потребность общаться на тему этих интересов. И всё это требует времени! Задач у подростка много, а навыков их структурирования нет. Кроме того, многие родители, при переходе из младшей школы в среднюю, объявляют своё чадо «взрослым» и значительно ослабляют, а то и вовсе снимают контроль за режимом дня и выполнением домашних заданий. Ребёнок остаётся один на один с совсем недетской задачей планирования времени. Справедливости ради, стоит сказать, что некоторые пятиклассники достаточно организованны и самостоятельны, способны распределить свои силы и вовремя сделать уроки, сходить на кружок, выполнить обязанности по дому и ещё время погулять с друзьями останется. Однако таких ребят, увы, единицы. Большинство же подростков, приходя домой из школы, часами «пропадают» в интернете или бездумно переключают каналы телевизора. И там, в мире цветных картинок, время для них останавливается, часы летят незаметно, а уроки оставленные «на потом» так и остаются несделанными. Чем старше становится ребёнок, тем больше у него дел, тем больше ему нужно успевать и тем меньше помогают ему взрослые в организации его деятельности. Тогда как умение планировать свое время – один из важнейших навыков современного человека. Почти каждый школьник мечтает стать успешным бизнесменом, политиком, олигархом, но чтобы достичь таких высот, нужны не только образование и знания, не только связи и удача… Точность, организованность, ответственность, пунктуальность – все эти качества мечтает увидеть в своем ребёнке каждый родитель. Но, увы, сами по себе они не появляются. Развивает их бережное и внимательное отношение к величайшей человеческой ценности – времени. И как во многих аспектах воспитания, от родителя здесь требуется немало участия, терпения и самодисциплины. А на что тратите своё время вы? Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
- О будущем столичного образования
- Была бы охота — будет ладиться работа
- Принцип воспитания
- «Я сказала: «Стоять!»
|