Клептомания (от греч. klépto — краду, похищаю и mania — безумие), неодолимое, периодически возникающее болезненное влечение к воровству. Основным отличием клептомании от воровства, является то, что воровство совершается с целью материального обогащения и обладания какой-либо вещью, клептоман же ворует ради процесса, украденные вещи ему абсолютно не нужны. Клептоман испытывает своеобразный приступ, по принципу «ломки у наркомана», который заключается в нервном напряжении и тревожности, избавиться от которых помогает только процесс воровства. После он может испытывать угрызения совести, но в момент совершения кражи находится в состоянии эйфории. При заболевании клептоманией украденный объект не может представлять собой определенную, выбранную цель, так как целью является непосредственно акт воровства. Клептомания встречается довольно редко, это расстройство выявляется у менее чем 5% арестованных воров. С точки зрения некоторых психоаналитиков, клептомания может являться одной из форм агрессии и часто сочетается с другими расстройствами психики, такими как анорексия, булимия, пиромания, депрессия. Симптомы клептомании, как правило, начинают проявляться в стрессовых ситуациях. Западная статистика утверждает, что большинство клептоманов лица женского пола. Признаки заболевания клептоманией: а) регулярные неудачные попытки прекратить воровать вещи; б) состояние эйфории перед совершением кражи; в) чувство удовлетворения и спокойствия после совершения кражи; г) кража не совершается из чувства мести, гнева или в состоянии раздражения; д) клептомания полностью исключает возможность наличия напарника. Для детей и подростков, для которых ведущей деятельностью является общение со сверстниками, характерно воровство с целью утверждения своего статуса в коллективе, как в личностном плане, так и стремление соответствовать группе, посредством какой-либо статусной вещи или предмета, особенно, в случаях материальных проблем в семье. Такое поведение, как правило, не является клептоманией, так как имеет определенную цель, однако, в зависимости от суммы ущерба, является административным, или уголовным деянием, поэтому, в случае детского воровства обязательно нужно выяснить его причины. Ребенок, совершивший кражу, должен быть наказан родителями таким образом, чтобы он навсегда запомнил свой проступок и уяснил недопустимость его повторения, так же с ним должна быть проведена беседа о причинах и последствиях такого поведения. После того как ребенок понес наказание, инцидент следует считать исчерпанным. Если кража повторяется, необходимо выяснить и устранить причины, толкающие ребенка на воровство, в этом родителям помогут психологи. При необходимости родителям могут быть даны рекомендации обратиться к психоневрологу или психиатру. Лечение же непосредственно клептомании является непростой задачей даже для врачей. К сожалению, люди, страдающие клептоманией, очень редко обращаются за медицинской помощью, так как боятся наказания или не знают, что это болезнь, которую можно вылечить. Клептомания с трудом поддается лечению, желание воровать настолько навязчиво, что некоторые пациенты возвращаются к кражам даже после прохождения курса реабилитации. Проблема клептоманов еще и в том, что они не могут найти себе профессию, где их болезненное влечение получало бы разрядку, так пироманы часто идут работать пожарными, а люди с адреналиновой зависимостью становятся альпинистами или спасателями. Для лечения клептомании применяются седативные препараты, транквилизаторы и успокоительные средства, так же, как и для лечения алкоголизма и наркомании, которые смягчают синдром отмены, расслабляют, повышают настроение и блокируют чувство удовольствия от кражи, влияя на нервные импульсы подкорковых структур головного мозга. Параллельно с приемом соответствующих препаратов, прописанных лечащим врачом, необходимо проводить психологическую и психотерапевтическую работу, направленную на устранение причины заболевания. Во многих случаях в лечении клептомании эффективен гипноз, нейролингвистическое программирование, поведенческая психотерапия. Синдюкова Елизавета Валерьевна, социальный педагог СП «Чертаново» ЦПМСС «Взаимодействие» Литература: - Безрукова В. С. Основы духовной культуры.— 2000
- http://medinfa.ru/article/27/116163/
- http://www.healthstream.ru/health/addictions/chto-takoe-kleptomaniya/
Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
- Была бы охота — будет ладиться работа
- О будущем столичного образования
- «Я сказала: «Стоять!»
- Как помочь ребенку с домашним заданием?
|