Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Родителям arrow Интересные статьи arrow Развитие словарного запаса
Развитие словарного запаса Версия для печати Отправить на e-mail
(3 голосов)
25.09.2013

В данной статье мы продолжаем тему, связанную со словарным запасом человека, и, в первую очередь, ребенка. Как происходит развитие словарного запаса у ребенка? Какие игры и упражнения помогут развить «словарный багаж»?

Чего не стоит делать родителю, чтобы не навредить? На все эти вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

Всем известный «Дедушка Корней» или Корней Иванович Чуковский в своей книге «От двух до пяти» удивительно точно говорит на тему развития речи ребенка: «Каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, …ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни».

Действительно, в период от 1 до 6 лет ребенок должен усвоить всю сложную систему родной речи (фонетику, лексику, грамматику, связную речь), потому что именно этот период жизни человека по задумке природы является сензитивным (чувствительным) для развития речи. Одной из очень важных составляющих речи является лексика. Именно до 6 лет формируется «ядро словаря», в дальнейшем в течении жизни словарь может количественно пополняться, но основной «каркас» не изменяется. При нормальном развитии в возрасте около года запас слов у ребенка исчисляется единицами; к концу второго года достигает двухсот пятидесяти-трехсот слов, а к концу третьего года доходит до тысячи (какой скачок всего за один год!), далее постепенно к 6 годам около 2500 слов. Но все это возможно только при непосредственном обучающем воздействии взрослых.

Мы уже говорили в предыдущей статье о том, как возросло сейчас количество детей с нарушениями речи. Если рассматривать нарушенияформирования лексики у детей, то они проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных заменах слов, трудностях актуализации словаря.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что даже в 6-летнем возрасте дети не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, не говоря уже о том, что так же «западает» знание названий инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, ткачиха, швея), частей тела (бедро, стопа, кисть, локоть) и др.

Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как например, овца, лось, грач, цапля, стрекоза, скалка, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер. Часто не употребляются даже такие прилагательные, как узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает – «обиходно-бытовые» (спать, мыть, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Трудно усваиваются слова обобщенного отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Часто наблюдаем неточности и замены употребления слов (обувь — ботинки, лимон — апельсин,   сахарница — чайник, подоконник — полка; высокий – длинный, низкий — маленький, пушистый – мягкий; шьет-вяжет, варит-жарит и т. д.). Эти замены говорят о том, что дети не выделяют существенных признаков и качеств предметов, действия предметов, оттенки значений.

Причинами нарушений речи могут быть факторы, как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные заболевания ЦНС, травмы мозга тяжелые заболевания в первые годы жизни ребенка.

Социальные факторы: неблагоприятные условия воспитания и обучения в периоды активного развития речи, педагогическая запущенность. Причем речь идет не только о так называемых неблагополучных семьях, вполне «благополучные» родители могут просто не знать, не задумываться о важности каких-то занятий, игр, общения, с ребенком начиная уже с самого его рождения. Да, наша современная жизнь с ее темпом и загруженностью часто не оставляет времени на полноценное общение, иногда на него просто не хватает сил. Поэтому многие из взрослых в своей повседневной жизни не отличаются использованием большого количества слов, а используют некий уже устоявшийся обиходный лексикон, одни и те же фразы, речевые штампы. Не секрет также, что многие из нас не обладают даром красноречия, не умеют подчас излагать собственные мысли.

Получается замкнутый круг. Родители хотят, чтобы их ребенок «говорил хорошо», но сами порой «не показывают пример».

Поэтому сначала несколько рекомендаций родителям.

  1. Послушайте себя со стороны и подумайте о том, какие из слов и выражений вы привыкли ежедневно употреблять в стандартных ситуациях общения. Запишите их на листке бумаги. Теперь возьмите с полки толковый словарь или словарь синонимов. Найдите эти слова, изучите длинный список альтернативных вариантов и возьмите некоторые из них на вооружение.
  2. Общение – это основной источник пополнения словарного запаса человека. Во время разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними. Как можно больше говорите с друзьями, знакомыми, родными. Употребляйте новые в вашем лексиконе слова, знание о слове ничто без его использования.
  3. Читайте художественную литературу. К сожалению, с каждым годом мы все меньше читаем именно художественные произведения (не путать с учебной, научной, профессиональной, развлекательной литературой, журналами, «желтой» прессой и т. п.). Понравившиеся части текста, где встречаются интересные слова и выражения, которые вы хотите запомнить и в дальнейшем применить, перечитайте вслух (читая про себя, мы тоже пополняем свой лексикон, но не так быстро, потому что таким способом мы слова только видим, при чтении же вслух, мы их помимо этого еще и слышим и, что самое важное, – произносим, поэтому лучше запоминаем).
  4. Для тех, кто проводит много времени в дороге, за рулем есть уникальная возможность развить свой кругозор и увеличить словарный запас с помощью аудиокниг. Этот способ подходит также для тех, кто воспринимает лучше на слух. В любом случае, коротать время в пробках под чтение хорошей литературы намного полезнее и эффективнее для Вашего развития.
  5. Пишите. Переписывайте чужие статьи, ваши любимые литературные произведения, ведите дневник, пишите, наконец, сочинения, как когда-то в школьные годы. Письменная речь предъявляет к своему автору особые требования, требует творческого подхода. Перечитывайте свои творения, совершенствуйтесь.
  6. Кроссворды – это не просто развлечение, но и способ развития словарного запаса. Используйте эту возможность в дороге, на отдыхе. Выбирайте кроссворды в известных изданиях или тех, что имеют хорошую репутацию. 

А теперь приведем примеры словесных игр с ребенком.

Большинство из них не требуют подготовки и подручных материалов. Играть с ребенком «в слова» вы можете по дороге домой, в транспорте, на природе, в очереди к врачу и, конечно, в кругу семьи. Занимаясь с ребенком, не спешите говорить за него. Подскажите ответ мимикой, жестом (это тоже своего рода игра в «мимов») или предложите выбор из нескольких вариантов, часть которых заведомо ошибочны. Главное – добиться, чтобы ребенок вначале медленно, а потом все быстрее подбирал слова самостоятельно. Играя с ребенком, не торопитесь, будьте заинтересованы, собраны, позитивны. Настройтесь на радостное времяпрепровождение и общение. Чаще улыбайтесь и хвалите ребенка за любую, даже самую маленькую удачу.

«Я знаю пять названий». Знакомая нам с детства, но забытая игра. «Я знаю пять названий цветов: лютик раз, ромашка два, …» Конечно, можно и больше, 6 −10 названий. Сначала можно брать любые темы – игрушки, посуда, овощи, фрукты, одежда, дни недели, города, профессии и т. д.  Затем можно и нужно углубляться в темы, которые вам интересны или, наоборот, требуют закрепления у ребенка.  Например, надо назвать 5 кислых фруктов, 5 сладких, 5 желтых, 5 зеленых, 5 круглых. Еще пример: назвать 5 животных с полосатой шкурой, 5 с пятнистой шкурой, 5 с рогами, 5 с копытами, 5 с длинной шеей, 5 с длинными хвостами. Фантазируйте!

«Загадки». Любая загадка возбуждает в ребенке интерес и любознательность, развивает внимание и воображение, мышление. Являясь концентрированной суммой сведений о предмете или явлении, загадка расширяет представления ребенка об окружающем мире, стимулирует его познавательную активность, память и речь. Кроме того, слушание, а затем заучивание стихотворных загадок заметно улучшает у ребенка чувство ритма и рифмы. Есть множество загадок от простых до самых сложных для любого возраста (поищите в сборниках, книгах, интернете).  Вариант семейного вечера загадок – участники делится на две команды, заранее подбираются загадки (дети заучивают, взрослые могут читать) и …начинается конкурс, кто быстрее отгадает все загадки «противника». О награде победителям, участникам договаривайтесь заранее.

«Отгадай предмет по признакам». Это вариант загадки, который совершенно не требует подготовки. Например, надо отгадать предмет по характеризующим его словам-признакам (прилагательным). Взрослый загадывает любой предмет, называет только его признаки, ребенок отгадывает. «Угадай, кто это. Она рыжая, пушистая, дикая, хитрая, хищная?..» Ждем ответа ребенка, можем подсказывать только мимикой, жестами, пантомимой. Затем ребенок старается загадать свою «загадку», и т. д. С каждым разом ребенок учится отгадывать все более трудные предметы, а также старается подбирать все больше прилагательных (заранее договариваемся, что выигрывает тот, кто подобрал больше разных признаков).

«Кто что делает?». Аналогично предыдущей игре, только называем как можно больше действий какого-то объекта (звери, птицы, рыбы, насекомые, люди разных профессий и т. п.). Сначала можно заранее обговаривать тему, например, лесные звери. «Кто это? Он рычит, ревет, топает, шатается, лазает, собирает…». Конечно, эта задача уже сложнее, но тем более интересней, и в итоге результативней будет ваша «работа».

 «Задай вопрос» Один из участников загадывает любой предмет. Остальные подбираются к отгадке, задавая вопросы, на которые можно получить ответы только «да» или «нет». Например: Это одушевленный предмет? Он есть у нас дома? Это мебель? Это инструменты? Это техника? Этот предмет большой? Этот предмет съедобный? И т. д. Чем не банальнее будет загаданный предмет, тем больше потребуется ребенку сообразительности, внимания, терпения и сил для его отгадки, и тем больше правильных вопросов ему придется задать. Кто отгадал предмет, тот загадывает следующую загадку.

Играйте в одни и те же игры каждый день, меняя темы, пусть у ребенка появятся любимые игры. И в заключении, еще раз напомним, что общение со взрослым – это единственный способ развития речи и основной источник пополнения словарного запаса ребенка. 

Оксана Владимировна Гайнанова Оксана Владимировна Гайнанова
учитель-логопед СП «Чертаново» ЦПМСС «Взаимодействие»

Литература:

  1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. Н. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.
  2. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса детей.
  3. Ткаченко Т. А. Легко и быстро подбираем слова.
  4. Ткаченко Т. А. Отгадай загадку, напиши отгадку.
  5. Агапова И. А., Давыдова М. А. Развивающие игры со словами для детей.
  6. Чуковский К. И. От двух до пяти.


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
  2. Была бы охота — будет ладиться работа
  3. О будущем столичного образования
  4. «Я сказала: «Стоять!»
  5. Как помочь ребенку с домашним заданием?
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Женщина любит победу над мужчиной, который принадлежит другой!
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты