Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Родителям arrow Интересные статьи arrow Мифы о компьютерных играх
Мифы о компьютерных играх Версия для печати Отправить на e-mail
(5 голосов)
13.11.2013

Миф 1. В компьютерные игры играют в основном подростки. По данным РБК daily в октябре 2012 года общее число россиян, играющих в компьютерные и видеоигры, вплотную приблизилось к 40 млн. Бытует мнение, что подростковая аудитория является главным потребителем развлекательных компьютерных игр («стрелялок», стратегий, квестов, имитаторов и пр.). Последние исследования показывают, что такое представление ошибочно.

В действительности, сейчас в России более половины игроков находятся в возрастном диапазоне от 25 до 44 лет. Вопреки расхожему мнению, что компьютерные игры – мужские игрушки, по данным «Комкон Медиа» за 2005 год, 44% игроков в онлайновые игры – женщины. Следует заметить, что «не играми едиными» живы эти люди: большинство — являются квалифицированными специалистами (57%), замужем (женаты), имеют высшее образование (44%).

Интересно, что средний возраст игроков растет по всему миру. По статистическим данным ESA (Американской ассоциации развлекательного программного обеспечения), сейчас для видеоигр он составляет 21 год и для компьютерных игр – 30 лет.

Миф 2. Компьютерные игры повышают агрессию. Одним из центральных вопросов, волнующих взрослых, является проблема наличия элементов насилия в компьютерных играх и их воздействия на неокрепшую личность ребенка.

Большое количество опубликованных исследований представлено работами западных ученых. Существует две полярных точки зрения: одни авто­ры доказывают, что компьютерные игры агрес­сивного содержания повышают агрессивность, а другие отрицают эту взаимосвязь. Если же анали­зировать их с учетом возраста детей, то обнаруживаются интересные совпадения: дейст­вительно, игры с агрессивным содержанием спо­собны стимулировать агрессивность у детей, но только младшего школьного возраста (6–9 лет). Тот же факт получен при изучении влияния на де­тей телепрограмм и рекламных роликов с эле­ментами насилия. Помните, что любая компьютерная игра имеет возрастные ограничения, которые обязательно нужно соблюдать.

В отечественных психологических исследованиях этот вопрос был разработан Г. Кузнецовым. Он считает, что игра, выглядящая агрессивной, на самом деле не формирует агрессивность у играющего, более того, она имеет психотерапевтический эффект, позволяя «разрядить» имеющуюся у него агрессию. По мнению автора, компьютерные игры психологически готовят человека к напряженным эмоциональным ситуациям, а также позволяют проверить и развить в символической форме свою физическую активность и способность эффективно действовать в кризисных ситуациях.

Миф 3. Компьютерные игры вызывают зависимость. Где граница между здоровым интересом ребенка к компьютерным играм и патологической зависимостью? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно обратиться к тому, что же является важным отличием «зависимого» поведения от «нормального». Определяющим степень зависимости здесь будет не количество потраченного времени, а сумма потерь в реальной жизни. К. Янг считает, что тревожным сигналом становится привычка, которая сказывается на таких сторонах жизни, как участие в жизни собственной семьи, выполнение повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периодики, просмотр телепередач, общение с друзьями, занятия спортом, хобби, социальные контакты.

Согласно исследованиям ESA, 79% опрошенных людей, играющих в компьютерные игры, занимаются спортом (утверждают, что отдают спорту не менее 20 часов в месяц), ходят на концерты, в музеи и театры (62%), читают книги и газеты (93%). А 50% игроков постоянно занимаются рисованием, пишут или играют на музыкальных инструментах.

Анализ литературы показывает, что в группе подростков, занимающихся компьюте­ром, не обнаружено серьезных нарушений психи­ческой деятельности или симптомов «компью­терной» зависимости. Разумеется, как и во всяком другом хобби, среди любителей ком­пьютерных игр есть свои патологические игроки, которых насчитывается, по разным данным, от 10 до 12% «компьютерной» группы.

Имеются лишь данные о переутомлении, боли в ногах (у игроков с ком­пьютерными автоматами), боли в кистях рук (от судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.

Миф 4. Дети теряют коммуникативные навыки, играя в компьютерные игры. Для проверки положения о том, что интен­сивное занятие с компьютером ведет к обособле­нию личности и нарушению контактов с окружа­ющими, было проведено исследование (Эгга и Мешке) среди школьников средних и старших классов. Авторы не нашли разли­чий между «компьютерной» и контрольной группами по таким параметрам, как «удовлетво­ренность актуальной жизненной ситуацией», «об­щительность», «эмоциональная лабильность». Группы не различались также по числу значи­мых социальных контактов (числу друзей, кото­рое было указано подростками в ходе интервью). Некоторые другие исследователи пришли к парадоксальным выводам: у многих детей, часто играющих в игры-приставки, наблюдается более адаптивное поведение, они более социализированы, чем их неиграющие сверстники.

Вместе с тем, как справедливо отмечает Шапкин С. А., данные исследования носят по большей части корреляционный характер, а потому мы не можем говорить о направленности причинно-следственных связей – просто дети, с лучше развитыми способностями могут больше интересоваться компьютерными играми.

Миф 5. Компьютерные игры не приносят пользы. Игра может быть хорошим инструментом, чтобы заинтересовать ребенка и втянуть в процесс обучения. Количество обучающих приложений для iPhone в App-Store говорит о большой популярности обучающих игр для детей дошкольного возраста среди родителей.

Несмотря на многочисленные высказывания противников компьютерных игр, по мнению ученых Стэнфордского университета, дети и подростки получают дополнительные навыки и знания, которые они черпают из различных игр, позволяющих им лучше адаптироваться к жизни.

Предвари­тельные результаты экспериментов с компью­терными играми позволяют оценить их как высо­коэффективное средство для развития внимания, пространственных функций, когнитив­ной гибкости, креативности, критического и стратегического мышления. Положительной стороной компьютерных игр является то, что они дают возможность контролировать уровень сложности, правила, способы решения проблем, что позволя­ет создавать ситуацию успеха и повышает самооценку.

Рекомендую, принимая во внимание мнения авторитетных ученых о положительном влиянии компьютеных игр, серьезно относится к возрастным ограничениям, обязательно ввести в семье правила обращения с компьютером или планшетом, помочь ребенку грамотно распределять в течение дня физическую и умственную нагрузку.

Евгения Валерьевна Десяткина Евгения Валерьевна Десяткина
педагог-психолог СП «Каширское» ЦПМСС «Взаимодействие»

Используемые материалы:

  • Компьютерная игра: новая область психологических исследований. С. А. Шапкин.— Психологический журнал, 1999, том 20, № 1, с. 86–102.
  • Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности / М. С. Иванов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008.
  • Homo Gamer. Психология компьютерных игр. Бурлаков И.
  • Интернет библиотека (http://www.xliby.ru) Аудитория игр.
  • РБК daily (http://www.rbcdaily.ru/media/562949985049912)
  • (https://www.youtube.com/watch?v=hJtDh4gZ8R8) Вести. Компьютерные игры с пользой для человечества.

Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Идеи новогодних игр для детей
  2. Детская ревность
  3. Как формируется характер?
  4. Интернет стал конкурирующей реальностью?!
  5. Школьники Москвы начинают грызть гранит науки по новым стандартам
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Я наконец понял фразу Камю: «Надо представить Сизифа счастливым». Он хотел сказать, что мы всю жизнь делаем одни и те же глупости, но это, быть может, и есть счастье. Придется мне освоиться с этой мыслью. Полюбить мое несчастье, потому что оно щедро на рецидивы.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты