Изменения в мире в настоящее время происходят настолько стремительно, что общество не успевает не только подготовиться к ним, но и правильно реагировать на эти изменения. Сообщениями о столкновениях на религиозной, национальной почве изобилуют страницы новостных изданий как зарубежных, так и отечественных. Эксперты указывают на усиление ксенофобии в нашей стране. Что такое ксенофобия? «Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста» Далай-Лама XIV | Ксенофобия (Xenophobia) Происходит от греческих слов «ксенос» (незнакомый, иностранный или иностранец) и «фобия» (боязнь). Таким образом, ксенофобия, – это страх перед незнакомыми людьми или иностранцами (представителями чуждых или незнакомых этносов), выражающийся как в нежелании общаться с ними, так и в самой непримиримой агрессии. Согласно наблюдениям психологов, у современного человека ксенофобия может проявляться по разным, зачастую определяемым его социальным положением или интеллектуальным развитием, причинам. В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным, усиливающийся в условиях взаимной информационной изоляции и незнания чужих обычаев. На этой почве легко возникает мнение о варварских нравах этих «чужих». Иногда искусственно распространяются недостоверные слухи. Действительно, ксенофобия бывает выгодна тем, кто ее распространяет: образ врага объединяет, ненависть ослепляет и отвлекает от внутренних, личностных проблем. Подобные манипуляции общественным сознанием являются чрезвычайно опасными и могут приводить к непредсказуемым последствиям, ведущим к дестабилизации самого общества и страны в целом. Что может помочь в преодолении ксенофобии? Очевидно, принятие «других», их нравов, поведения, обычаев. Способность к такому принятию принято называть толерантностью. Толерантность к представителям других народов и культур можно формировать и развивать, для этого существуют различные педагогические и психологические методы. Конечно, под толерантностью понимается НЕ уступка чужим убеждениям, снисхождение или потворство, терпимости к социальной несправедливости; она не равносильна безразличию. Быть толерантным НЕ означает отказ от своих убеждений, принятия иного мировоззрения (образа жизни), а также навязывания своих убеждений другим людям. Формирование данного качества личности часто связывают с гуманистическими идеалами. Толерантность, по мнению социологов, представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и обеспечивает сохранение разнообразия, естественного права на отличность, непохожесть, инаковость. Вот что сказано о толерантности в Преамбуле Устава ООН, быть толерантным это значит: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». В каждой школе, в каждом классе есть дети разных национальностей, многие из них недавно живут в Москве и несут в себе разные представления о нормах поведения в коллективе, моральных и культурных ценностях, традициях. В связи с этим у детей одного класса также разное понимание норм поведения, моральных и культурных ценностей. Чтобы улучшить взаимоотношения между детьми, выработать единые нормы взаимоотношений друг с другом и с педагогами, необходимо дать им понятие «толерантности» как терпимости к «иному» мнению, внешнему виду, поведению и т. д., и это понятие необходимо дать не столько теоретически, как практически почувствовать его на себе. В этом могут помочь тренинги, проводимые специалистами Центра «Взаимодействие» в школах Южного округа. В ходе уже проведенных тренингов были получены устойчивые положительные результаты: снижение агрессивности, тревожности, развитие уверенности и коммуникативных навыков, улучшение психологического климата в классах. Кроме того, для развития толерантности у детей может быть полезным: - Проведение профилактических классных часов;
- Организация интересных экскурсий или путешествий раскрывающих особенности других культур;
- Организация проектной деятельности, которая могла бы сплотить ребят вокруг интересного дела (стенгазета, подготовка к праздникам, постановка спектаклей, помощь старшеклассников ученикам младшей школы);
- Создание условий для совместного занятий спортом и творчеством ребят;
- Создание и поддержка традиции, развивающих толерантность.
Закончить эту стать хотелось бы цитатой известного писателя Антуана де Сент – Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Давайте стремиться к такому же пониманию мира и отношений между людьми! Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Мы за кого?
- Готов ли ваш ребенок к школе?
- Обучение начальным навыкам чтения
- Российская система спецобразования несравнима с западной
- Евгений Ямбург: «Близорукий бухгалтер пришел на смену учителю»
|