Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow О нас arrow Новости arrow Что делать, если ребенок ленится?
Что делать, если ребенок ленится? Версия для печати Отправить на e-mail
(7 голосов)
26.02.2014

Этот вопрос — один из наиболее частых, с которым родители и учителя обращаются к психологу. Нередко описывают, каким трудолюбивым и активным был ребенок некоторое время назад, но вдруг без видимых причин перестал учиться, помогать по дому… Случиться это может как в средней или старшей школе, так и в самом первом классе.

Что же происходит с ребенком? По мнению специалистов-психологов, одна из наиболее распространенных причин детской лени та же, что и у взрослых,— потеря смысла. Как только человек (и взрослый, и ребенок) перестает видеть смысл в какой-либо деятельности, он тут же теряет желание ее выполнять. Для детей эта причина является ведущей в формировании нежелания учиться в средней школе, хотя, порой, встречается и раньше. Действительно, многие ученики начальной школы понимают, что любой человек должен уметь читать, писать, считать, и это придает смысл их учебе.

В 10–11 классы юноши и девушки идут учиться осознанно, так как по окончании школы они планируют поступать в институт, что является серьезным мотивом.

Но в средней школе дети считать, писать, читать уже умеют, о поступлении в вуз еще, естественно, не думают, а что полезного для жизни могут дать физика или химия, биология или география, а также другие предметы, пока не понимают. Вот и теряется смысл учебы, появляются все признаки лени.

В Интернете мне попался детский анекдот, хорошо иллюстрирующий описываемую ситуацию: Приходит мальчик к маме и говорит:

- Мама, скажи: «Фунь».
- Зачем это? — чувствуя какой-то подвох, подозрительно спрашивает мать.
- Ну, ты просто скажи: «Фунь».
- А что хоть это значит?
- Да ты не спрашивай ничего, ты просто скажи: «Фунь!»
- Да не буду я всякие глупости говорить!
- Не будешь? Вот и не заставляй тогда меня английский язык учить!

Настоящая педагогическая мудрость и недюжинный талант требуются от педагогов, чтобы увлечь ребенка материалом предмета непосредственно на уроке, чтобы не потерять хрупкую ниточку детского интереса.

Попытки воззвать к долгу никакого успеха, обычно, не имеют. В сегодняшнем нашем мире идея долга перестала быть основой государственной идеологии, так что мало кого мотивирует и из взрослых.

Разговоры о том, что прочные знания помогут хорошо устроиться в жизни, бесполезны, так как ребенок пока еще плохо различает «завтра», «послезавтра» и, например, «через неделю». Для него это означает примерно одно и то же — «никогда», и «не со мной», следовательно, и желания действовать не вызывает.

Думаю, единственный реальный способ помочь ребенку справиться с ленью, вызванной потерей интереса к учебе,— постоянно, каждый день объяснять на словах, демонстрировать на примере своей собственной жизни (учителям, каждому из родителей, бабушкам и дедушкам), что знания, образование делают жизнь человека интересней, полнее, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане — «взять и съесть», а в плане — «понять». И это понимание (а в конечном счете — управление) может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание.

Объяснять можно и на доступных ребенку примерах. Узнайте, о чем он мечтает, кем хотел бы стать в будущем, каких людей уважает. Расскажите, что настоящий профессионализм в любой сфере — это правильное понимание и просчитывание ситуаций и поступков людей, а во вторую — управление этим процессом в интересах дела. Постарайтесь продемонстрировать, как разные школьные предметы учат фактически тому же – умению понимать и расшифровывать разные ситуации нашей повседневной жизни, принимать правильные решения.

Вторая распространенная причина «школьной» лени ребенка, то есть нежелания учиться – скука, потеря интереса к учебе, вследствие слишком высоких или, наоборот, слишком низких требований. Ребенок либо не успевает усвоить материал урока, не выдерживая его темпа, либо значительно опережает других в освоении предмета, скучая остальное время. В данном случае необходимо подыскать образовательное учреждение (школу, центр образования), в котором ребенок мог бы учиться в соответствии со своими возможностями и способностями (по несколько упрощенной либо, наоборот, более сложной программе).

Для отстающих детей — неплохой выход – дополнительные занятия с репетитором. Большинство педагогов, давно работающих на рынке образовательных услуг, умеют найти подход к ребенку, восполнить пробелы в знаниях, восстановить утраченный интерес к предмету. Единственный минус подобного предложения – дополнительные расходы, которые не все могут себе позволить.

Еще одна причина детской лени – неумение ребенка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками. Ребенок не умеет дружить с окружающими, соблюдать дистанцию в необходимых случаях, прекращать нежелательное общение. Это случается чаще с детьми, не посещавшими детский сад, и имеющими слишком маленький опыт социальных контактов. Их неумение ладить со сверстниками и старшими часто приводит к возникновению конфликтов, ссорам, обидам, а то и дракам. В результате ребенок испытывает постоянное напряжение, устает, у него возникает стойкое нежелание ходить в школу.

Ребенку, испытывающему трудности в общении, обязательно нужны понимание и поддержка со стороны близких взрослых и учителя. Можно порекомендовать посетить тренинги общения, проводимые школьным психологом.

Нередко лень становится единственной «отдушиной» для детей, в жизни которых слишком много «надо», «должен», «обязан» — много принуждений. В результате дети теряют инициативность, активность, неосознанно стараются экономить свои силы, что и воспринимается взрослыми как проявления лени. Самим взрослым находиться в подобной ситуации тоже не легко, ведь приходится постоянно подталкивать ребенка, преодолевать его сопротивление, контролировать. Не проще ли отказаться от жестких требований и переключиться на поддержку его собственной активности? При этом хвалить, поощрять, вознаграждать «правильные» поступки и игнорировать, не замечать – «неправильные».

Есть и еще одна серия причин детской лени. До сих пор мы говорили о «внешних» причинах, спровоцированных взрослыми, сверстниками или ситуацией, но иногда дело во «внутренних» — психологических особенностях детей:

  • ребенок боится быть неуспешным, не оправдать ожиданий, не соответствовать требованиям, поэтому его отказ от каких-то дел и занятий выглядит как лень;
  • ребенок не научился сам организовывать свои занятия и ждет, что это за него сделают другие. Например, не приступает к урокам, пока мама не придет с работы;
  • ребенок не уверен в себе, боится выглядеть хуже других.

Во всех перечисленных случаях ребенку не хватает уверенности, самостоятельности, умения самому организовывать свой труд. И в этих случаях решающей может оказаться поддержка со стороны родителей.

Итак, детская лень – явление сложное и многоплановое. Важно понимать, что сначала она возникает, как естественная самозащита ребенка в неприятных для него обстоятельствах, а уже потом, со временем, превращается в устойчивую черту характера. Согласитесь, изменить обстоятельства всегда проще, чем «переделать» характер.

Игорь Анатольевич Савченко Игорь Анатольевич Савченко
Кандидат психологических наук, специалист по Прикладному поведенческому анализу, методист ЦПМСС «Взаимодействие»

Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Была бы охота — будет ладиться работа
  2. Принцип воспитания
  3. Семейный клуб «Родительская гостиная»
  4. Не тот грамотен, кто читать умеет
  5. Игры для детей и родителей
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. © Фридрих Шиллер
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты