Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow О нас arrow Новости arrow Развитие графомоторных навыков у детей
Развитие графомоторных навыков у детей Версия для печати Отправить на e-mail
(3 голосов)
07.04.2014

Поступление в школу – важный этап в жизни ребенка. К обучению в 1-ом классе ребенка надо готовить. Важно, чтобы ребенок 7-летнего возраста владел грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем у детей при поступлении в школу является несформированность графомоторных навыков и умений. Общеизвестно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких (дифференцированных) движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте так важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важно организовать процесс подготовки к письму, а не к его обучению. Работа по формированию мелкой моторики начинается задолго до поступления ребенка в школу. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Доказано, что развитие руки тесно связано с развитием речи. При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и тонких движений рук. Известно, что развитие движений руки способствует развитию речи, так как тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, являясь мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Известно, что у детей с фонетико-фонематическими нарушениями моторика, как общая, так и мелкая, часто бывает не сформирована, движения не точны, не дифференцированы. Поэтому так важно проводить комплексы специальных игр и упражнений, направленные на последовательное, поэтапное формирование навыков дифференцированных движений пальцев рук.

Уделяя внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и графомоторных навыков, координации движений руки, решаются сразу две задачи:

  • повышается общий уровень интеллектуального развития ребенка;
  • осуществляется подготовка к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Взаимосвязь речевого и моторного развития ребенка

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Возможность познания окружающего мира и предметов у детей в большей мере связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими бы простыми не казались эти действия для нас, взрослых, нужно отметить:

  • у ребенка первых месяцев жизни эти движения еще отсутствуют, он не может еще выполнять координированные, целенаправленные действия;
  • целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения его взрослыми.

Ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу, так и пролонгированно во времени, способствуя стойкому повышению работоспособности коры. Еще была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

В современном обществе у большинства людей правая рука является более активной. В первые месяцы жизни ребенка не удается установить превалирование функций той или другой руки. На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе, и только к 18-месячному возрасту одна рука становится более пассивной по сравнению с другой.

Как педагогов, так и медицинских работников волнует ухудшение здоровья детей при переходе к системному обучению. По данным исследований, одним из самых сложных предметов для детей в начальной школе является письмо. Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Письмо не включено в программу обучения в дошкольных учреждениях, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно. Вместе с тем, подготовка к письму и развитие графомоторных навыков и умений осуществляется косвенно, через другие виды деятельности ребенка. Активно должны использоваться доступные средства. Это – лепка, аппликация, рисование, как наиболее эффективные занятия. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке. Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут эффект от упражнений.

Многие дети не могут ориентироваться на листе бумаги, не замечают клеток и строчек, неправильно держат карандаш или ручку. Для формирования графомоторных навыков ребенка надо научить правильному захвату карандаша, для этого иногда требуются специальные коррекционные упражнения. Необходимо, прежде всего, развивать дифференциальные движения пальцев рук. Ребенок должен научиться следить глазами за движениями своей руки, копировать различные фигуры и изображения. Методы обучения зависят от возраста и испытываемых трудностей.

Необходимы упражнения, включающие серию заданий, стимулирующие развитие тактильных и кинестетических ощущений и направленные на развитие графомоторных навыков у детей.

Комплекс упражнений для развития графомоторных навыков

Конструктивный праксис

  1. Строительные конструкторы.
  2. Конструктор «Лего».
  3. Счетные палочки.
  4. Разрезные картинки.
  5. Мозаика.

Кинестетическая основа движения руки

Различные комплексы упражнений «пальчиковой гимнастики» с проговариванием рифмованных миниатюр.

Графические навыки.

  1. Соединение точек.
  2. Рисование по клеточкам.
  3. Рисование геометрических фигур.
  4. Штриховка геометрических фигур.
  5. Штриховка картинок.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования, Мышление и речь: Проблемы психич. развития ребёнка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  3. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи. М., АПН РСФСР, 1961.
  4. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ. 1975.
  5. Рубинштейн С. А. К психологии речи. Сб. Психология речи. Учёные записки Ленинградского ин-та им. Герцена, т. 35, 1941.
  6. Филичева Т. Б. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: МГЗПИ, 1991.
  7. Aнаньев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения чтения и письма. Известия АПН РCФСР. 1950. Вып.70.
Наталья Геннадьевна Денисовская Наталья Геннадьевна Денисовская
учитель-логопед СП «Чертаново» ЦПМСС «Взаимодействие»

Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
  2. Была бы охота — будет ладиться работа
  3. О будущем столичного образования
  4. «Я сказала: «Стоять!»
  5. Как помочь ребенку с домашним заданием?
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Несчастье учит нас читать нашу жизнь в обратном направлении.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты