Не секрет, что уже чуть ли не с рождения детей начинают «готовить…» к поступлению в школу. Секрет вкусного блюда – соблюдение четкой последовательности приготовления. Нельзя переходить к выпеканию пирога без приготовления теста, начинки и т. д. И главное — не переборщить с ингредиентами! Если с приготовлением пирога еще как-то можно разобраться, благодаря многочисленным рецептам, то «приготовление» ребенка к школьному обучению — дело намного серьезнее. Некоторые родители считают главным показателем «готовности ребенка к школе» — умение читать. На самом деле обучением чтению нужно заканчивать работу по формированию речи дошкольника. Перед тем как приступить к непосредственному обучению ребенка чтению, нужно «доготовить» все остальные компоненты. «Рецепт речевого развития детей 5–6 лет» Основные ингредиенты: - правильное звукопроизношение;
- звуковой анализ и синтез
- достаточный словарный запас
- сформированность грамматического строя речи
- развитая связная речь
Главная приправа – ИГРА РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЕНКОМ! Создается такое впечатление, что современные родители не умеют играть с детьми. «Он со мной не занимается, отказывается…» — самая популярная фраза родителей, приводящих своих малышей на занятие к логопедам. А заниматься не надо, надо играть! Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. И ни один ребенок не устоит перед интересной игрой с самыми близкими ему людьми. «Игры, которые учат детей читать» (воспользуемся самым подходящим названием, придуманным детским психологом Джеки Силберг, специалистом в области раннего развития, обучения и воспитания). Игра «Последнее слово» Цель: развитие звукового анализа и синтеза, мышления. Подготовка к игре: карточки с буквами алфавита, таймер (можно взять из любой настольной игры, купить отдельно в магазине настольных игр или заменить песочными часами), фишки по количеству игроков, игровое поле в виде дорожки, поделенной на отсеки; первый — старт, последний — финиш (можно нарисовать вместе с ребенком). Правила игры: Вариант 1: Взрослый берет карточку, называет «букву–звук» (например, [С], [М], но не [СЭ], [МЭ] и т. д.). Называет слово на заданную «букву-звук» и включает таймер. Все по очереди подбирают слова, начинающиеся с заданного звука. Кто успеет последним назвать слово до сигнала таймера, тот делает ход вперед своей фишкой на игровом поле. Как только один из игроков достигнет поля «Финиш» на игровом поле, игра заканчивается. Вариант 2: Более сложный уровень игры. Каждый игрок вытягивает одну карточку с буквой, держит ее так, чтобы другие игроки не могли ее прочитать. Называет слово на заданную букву и включает таймер. Игроки определяют первый звук в слове и начинают подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Игра «Тик – так — бум» Одна из самых любимых настольных игр у детей с 5,5 лет. В набор входят таймер – бомба, карточки со слогами, игральный кубик. Возможны разные варианты игры, в зависимости от уровня усвоения ребенком речевых умений. Вариант 1. Цель: развитие звукового анализа и синтеза, мышления. Слоги читает взрослый. Участники придумывает только слова, начинающиеся с данного слога. Кто назовет слово до звукового сигнала «взрыв бомбы», тот выигрывает раунд. Вариант 2. Цель: закрепление умения читать слоги, развитие звукового анализа и синтеза, мышления. Ребенок сам читает слоги и подбирает подходящие слова. В эту игру можно играть, когда ваш ребенок начнет осваивать чтение слогов. В этом случае он уже сам тренируется в чтении слогов. Верх мастерства — подбирать слова, в которых заданный слог находится не в начале, а в середине или в конце слова. «Полслова за вами» В эту игру можно играть просто с мячом. Участники перебрасывают друг другу мяч, при этом бросающий громко говорит половину какого– нибудь слова. Тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например: «паро – воз, бесе-да» и т. д. За каждую ошибку игрок получает штрафное балл. «Цепочки слов» Цель: развитие звукового анализа и синтеза, расширение словарного запаса. Правила игры: Рекомендуется играть, если ребенок уже научился выделять первый и последний звуки в слове. Первый игрок называет любое слово, например: «паук». Задача второго игрока — придумать слово, начинающееся с последнего звука этого слова. Так, игроки по очереди называют слова, начинающиеся с последнего звука в слове. Когда ребенок научиться играть в эту игру, можно использовать мяч, даже бадминтон с воланчиком. Следующий уровень — называть слова только на заданную тему, например «еда». Если первое слово будет «рулет», то второе «торт» и т. д. «Шла собака по роялю…» Цель: закрепление умения последовательно выделять звуки в словах. Правила игры: Рекомендуется играть, если ребенок уже научился выделять первый, последний звуки в слове и учится выделять звук в середине слова. Для игры подходят только слова, в которых есть полное соответствие между звуками и буквами. Не подходят слова с йотированными буквами: Я, Е, Ё, Ю; с мягким и твердым знаком, со звонкими согласными: Б, В, Г, Д, Ж, З в конце слова. Играют двое. Участники становятся друг против друга, вытягивают руки, при этом ладони необходимо держать вертикально, прижав свою левую ладонь к правой ладони второго игрока, а правую ладонь к левой. Игроки произносят по одному слову из считалки, под каждое слово делают ход – хлопок по руке противника. «Шла – собака — по – роялю — и – сказала – слово…» Тот, на кого выпало последнее слово считалки «слово», называет вслух любое слово (соответствующее правилам), например: «кот», и делает хлопок по руке противника. Дальше игроки поочередно называют все буквы в слове. Задача игрока, на которого «выпадает» последняя буква в слове, быстро убрать руку, чтобы не получить хлопок. Таким образом, определяется победитель. Если ребенок придумывает слово не по правилам, взрослый помогает ему подобрать другое. Старинная игра «Кузовок» Цель: развитие звукового анализа и синтеза, расширение словарного запаса. Подготовка к игре: по желанию можно использовать корзину и фишки. Правила игры: Участники игры садятся в круг. В середину ставят корзину. Ведущий говорит: «Вот вам кузовок, клади в него что есть на «– ок», обмолвишься, отдашь залог». Все участники по очереди называют слова, заканчивающиеся на «–ок»: клубок, платок, замок и т. д. Кто не придумал слово, кладет в корзину фишку или «залог». Выигрывает тот, у кого осталось больше фишек. В эту игру можно играть по принципу игры «Последнее слово». Игра «Интервью» Цель: развитие звукового анализа и синтеза, расширение словарного запаса, развитие связной речи. Вариант 1. Подготовка к игре: карточки с буквами, фишки или жетоны. Правила игры: Каждый игрок получает свою карточку с буквой и равное количество фишек. Ведущий задает вопросы поочередно каждому игроку. Ответ должен состоять только из слова на заданную букву. Если ответа у игрока нет, он отдает фишку-штраф. Победит тот, у кого останется большее количество фишек. Можно воспользоваться готовым набором вопросов, а можно придумывать другие: — Как тебя зовут? — Где ты живешь? — Кем ты работаешь? -Твое любимое растение? -Твое любимое животное? -Любимая одежда? -Любимое блюдо? И т. д. Если ребенку трудно быстро подбирать слова на заданную букву, можно воспользоваться вторым вариантом игры. Вариант 2. Подготовка к игре: карточки с буквами; карточки с символами обобщающих понятий: продукты, транспорт, птицы, животные, растения, одежда. Например, контурное изображение холодильника, машины, птицы, любого животного, цветка, вешалки. Правила игры: карточки с символами открытыми лежат на столе. Каждый участник игры получает карточку с буквой. Необходимо подобрать слова, подходящие к каждой карточке – символу и начинающиеся с заданной буквы. За каждое правильно названное слово – фишка игроку. Побеждает тот, у кого фишек будет больше. Игра «Забавные предложения» Цель: развитие звукового анализа и синтеза, расширение словарного запаса, связной речи. Вариант 1: Необходимо составить предложение, чтобы в нем каждое слово начиналось с одной буквы. Вариант 2: Участники игры выбирают слово из 3–5 букв. Необходимо составить предложение, где каждое новое слово будет начинаться соответственно с первой, второй, третьей и последующей буквы основного слова. Например: СУК- Собака утащила колбасу. Игру можно превратить в интересное соревнование, если каждый участник попытается составить предложение из одного базового слова и сделает это первым. Предлагаемые игры – это синтез современных настольных игр с традиционными логопедическими играми, направленными на развитие звукового анализа и синтеза (2-й пункт нашего «рецепта») и на совершенствование высших психических функций у детей. Готовые настольные игры захватывают детей своей атрибутикой: красочные карточки, различные таймеры, тотемы и т. д., но цена отдельных игр довольно высока. Почти все настольные игры, при желании, можно сделать самим вместе с детьми. От этого они не потеряют свою привлекательность, а наоборот, принесут еще большую пользу. Главное, в игры надо играть, а не коллекционировать их. Большая часть из предложенных выше игр – это игры, не требующие никакой подготовки. В них можно и нужно играть везде: в гамаке на даче, в очереди в поликлинике, во дворе с мячом. Помните, что сначала нужно научиться играть в игру, а потом усложнять правила или придумывать новые. Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
- О будущем столичного образования
- Была бы охота — будет ладиться работа
- Принцип воспитания
- «Я сказала: «Стоять!»
|